Алессандро Вольта — поклонник электричества. (1745 – 1827 г.г.)
Один из основоположников учения об электричестве родился в Италии, стране более известной своими поэтами, художниками, скульпторами — служителями Муз, но никак не создателями научных учений. «Если распутать все хитросплетения биографии Вольты, то возникнет волнующая легенда под названием – драма Вольты. Обреченный в детстве на гибель, он выжил и прожил долго. Человек знатного происхождения, он всю жизнь должен был трудиться, чтобы прокормить себя и своих близких. Самоучка без диплома, Алессандро ухитрился стать и почти сорок лет проработать одним из ведущих профессоров старинного европейского университета. Его поддерживали и поощряли иностранцы, а соотечественники, хотя далеко и не все, преследовали.
Человек страстный и увлекающийся, он был вынужден в корне переделать свой характер, успешно демонстрируя невозмутимость и объективность. Прирожденный семьянин, человек ласковый и заботливый, которого любили коллеги, начальство и женщины, человек от природы и по воспитанию верный и работящий, он смог жениться только в сорок девять лет от роду, когда у других уже завелись внучата.
Хотя вся его жизнь была отдана пяти природным огням: небесам – северным сияниям и сполохам, атмосферным – молниям и зарницам, бьющим из земли – горючим болотным газам и бушующим под землей – вулканическим, его никто не решался назвать огнепоклонником. Он был неравнодушен к горению, но самым главным для Вольты стал огонь электрический, который, по мнению ученого, царил во всех без исключения природных явлениях.
Его отец, жертвуя карьерой иезуита, похитил из монастыря девятнадцатилетнюю послушницу, графскую дочь. Своего четвертого сына родители отдают кормилице и практически забывают о нем. Беспризорное дитя любви недополучил в детстве слишком многого. Нормально он начал говорить только к семи годам. Этот младенец с хорошей наследственностью одичал почти как Маугли. Сандро был предоставлен самому себе и улице в компании отчаянных сорванцов. Нечего и говорить, что поля, леса и горы исхожены и избеганы были вдоль и поперек. Мальчик оказался хорошо закален и неприхотлив, но, к сожалению, слова «культура» и «цивилизация» говорили ему о чем-то неведомом.
Всю жизнь Вольта будет компенсировать недостаток сведений о большом мире, лететь, как бабочка на огонь, обжигая крылья, и недоумевать, когда встретит отвратительную грязь за изумительно чистой оболочкой. Он удивляться двуличию, поражаться суете на пустом месте. В обществе есть свои правила, уловки, хитрости. Простофиля Вольта не научился им с детства. Это и был самый большой его недостаток.
Вполне уместно считать, что маленький Вольта вынурнул для жизни из бешено кипящего котла политических, национальных, религиозных и мировоззренческих страстей. Совершенно естественно, что все эти водовороты властными течениями тащили за собой щепки человеческих судеб, но Вольте повезло. Он родился, жил и умер в Комо, чудесном маленьком городке в предгорье Альп. Вот этот-то комовский закуток, где можно было отсидеться в любой шторм натурального или искусственного происхождения и спас нашего героя.
Родной дядя Сандро вплотную взялся за семилетнего племянника: много латыни, история, арифметика. Из дома никуда, всегда на глазах, на смену счастливому бездумному существованию пришел культ духовного развития. Плоды воспитания не заставили ждать долгого созревания. К удивлению родных мальчик будто переродился: в нем проснулось остроумие, он блестяще импровизировал, отлично понимал абстрактные мысли и сущность научных работ.
Когда произошло ужасное лиссабонское землятресение и мать прочитала дрожащим голосом десятилетнему Сандро строки Вольтера:
Сандро горько плакал, а потом поклялся разгадать тайну великих землетрясений, чтобы научиться отвращать их внезапные гибельные удары. Уличный мальчишка много раз видел, как сила торжествует над слабостью. Остановить зло могла только другая, встречная сила, которую рождало сострадание. И на этот раз слепой Природе могли противостоять только Знание и Умение.
Как-то Сандро взялся разгадать тайну золотого блеска в журчащем неподалеку ключе. Здесь сквозь струи воды в хорошую погоду прорывалось сияние, которое внезапно гасло, чтобы потом снова появиться. Крестьяне уверяли, что так блестит золото. Мальчик взялся за дело и выявил блестки. Ими оказались, к большому огорчению наивных крестьян, кусочки железной слюды. Во время поиска истины случилась беда. Перебираясь в воде между ямами и отмелями, мальчик сорвался и стал тонуть. К счастью на мольбы матери мельник согласился отрыть запруду и спустить воду из уважения к родителям и за приличное вознаграждение.
Утопшего вытащили из ила, откачали, потом обрадованные родные бранили и целовали его, ведь он родился дважды. Несостоявшийся утопленник тут же произнес: «Я хотел проверить, насколько парализует риск потери жизни». Окружающие, услышавшие эти слова, озадачились не на шутку. А для Вольты житейский инцидент всего лишь отразил факт существования бесконечно занимательной проблемы: что есть смерть? Новое бытие или ничто? Опрометчивый опыт не принес будущему ученому никакой новой информации о жизни там, кроме той, что жизнь эта прекращается.
И никто ему не смог сказать о смерти ничего вразумительного. «Как же так, жить на краю бездны, неминуемо поглощающей каждого, и даже не пытаться что-то узнать о ней?» — недоумевал Вольта. Вся религия построена на загробной жизни – аде и рае. Увы, в летальном состоянии маленький экспериментатор вылета души из тела не зафиксировал. Еще много раз в жизни Вольта будет возвращаться к той же проблеме и подвергать ее научному анализу. А потом он скажет, вспоминая детские годы: «Уже первые мои опыты поставили под сомнение, а потом и разрушили ортодоксию церкви».
Жажда познания буквально снедала Алессандро. Он проштудировал все тридцать пять томов «Толкового словаря наук, искусств и ремесел» господина Дидро, изучал труды Ньютона, Кеплера и других ученых, чтобы научиться управлять природой, разгадать тайны электричества и превратить этот великолепный физический феномен в послушное оружие, покорить вечное движение и научиться измерять то, что еще неизмеримо.
Во времена Вольта наука об электричестве еще лежала в пеленках. Начало первого этапа, созерцательного, можно отнести к У1 веку до нашей эры, когда легендарный купец Фалес узнал, что к янтарному веретену пряхи льнут соломинки и былинки. Столь осмысленное притяжение явно вызывалось чем-то из янтаря исходящим, что было естественно назвать магнитоподобной душой. Янтарь стал основой слова «электричество», потому как по-гречески янтарь — это «электрон». Электричество испокон веку жило рядом с человечеством, сам человек и весь мир были полны электричеством, но кто же мог знать об этом? Хваленые огненные стрелы Зевса, пылающие на мачтах кораблей и пиках солдат огни святого Эльма, лучи света, да все магнитное – всего лишь электричество, хотя и проявляющее себя в разных формах.
В ХУШ веке знания об электричестве выросли настолько, что это самое электричество научились передавать по металлическим нитям. Франклин потряс мир изобретением громоотвода. А в итальянских гостиных вошел в моду пикантный номер. Суть его была такова: в полумраке появлялась ночная дива, которая двигалась вдоль стены, волосы и платье ее чуть светились, ибо она незаметно для зрителей касалась рукой провода. Потом появлялся матрос-турок в шароварах и феске, он тоже светился. Однако его провод был заряжен другим электричеством. Вот пара сближалась, их одежды с хлопаньем рвались друг к другу, разряд, — и сцена гаснет под ахи зрителей.
Взглянем лишь на некоторые аспекты уровня науки тех лет. Некий профессор опубликовал трактат, поразивший всех, под названием «Власть дьявола над организмами, обнаруженная методами физики». Другой ученый прославился нестандартными тезисами о способности животных к суждениям, но не к мышлению. Третий, вооружившись теориями о сущности жизни и электричества, машинами трения и лейденскими банками, взялся лечить людей, что стало первым шагом электротерапии. Считая, что полнокровие есть мать большинства болезней, необходимо избавиться от ее излишка. Чтобы сжечь этот излишек, нужно много потеть, но это хлопотно, или пускать кровь, но это ужасно. Лучше уж заряжать людей электричеством. И точно. У заряженных людей пульс учащается, кровь по жилам бежит быстрее, испытуемый даже устает, словно бы он хорошо потрудился. У пациентов проходила бессонница, разжижалась кровь, улучшалось настроение и возрастала активность. Потом электрическим разрядом вернули жизнь в руку столяра, онемевшую от удара молотка. Люди застонали от ожиданий, все захотели бессмертия, на худой конец продления жизни. Электрический бум пьянил, мир окрасился яркими красками и наполнился мажорными звуками.
Вольта работал над своими изобретениями. Он трудился как мощная научная машина: создал электрометр с соломенным указателем и конденсированным усилителем, да новое истолкование опытов Гальвани по «животному электричеству». Потом оказалось делом техники соединить несколько металлических пар в цепочку, чтобы получить в итоге знаменитый вольтов столб, который прославил профессора. С помощью этого столба ученые разных стран наперебой получали так много необычной информации о свойствах движущегося электричества, что одному человеку, даже если его звали Вольтой, осмыслить ее было непросто.
Наконец-то на него хлынул золотой дождь: деньги, звание сенатора, титул графа, академические грамоты. Шлюзы признания распахнул сам Наполеон. Счастливый Вольта яхтой плыл в кильватере могучего судна, но от бедствий не уберегся: один за другим умерли два брата и любимый сын. Преуспевший профессор метался в растерянности: он грустил по близким и радовался наградам, читал лекции и оплакивал ссыльного императора и своих умерших друзей, среди которых были и карбонарии, ибо только в молодых идеалистах видел последнюю надежду на освобождение Италии. Люди уходили, точно листья осыпались с деревьев осенью.
Вольта не обольщался, ибо познать про все огни он, конечно, не смог – «Постигать искусство долго, а жизнь коротка» — И все же кое-что ему удалось, а кто сможет, пусть сделает больше». (В. Осокин)
Используемая литература.
1. Детская энциклопедия «Аванта +»
2. «Всемирная история» в 24 томах. Минск Изд-во «Литература» 1996 год.
3. Д. Свифт «Сборник» Вступительная статья М. Штейнман. г. Москва Изд-во «Пушкинская библиотека» «АСТ» 2003 г.
4. Д. Свифт «Дневник Стеллы» Вступительная статья А. Ингнр. Москва Изд-во «Наука» 1981 год.
5. Л. Фейхтвангер «Гойя или тяжкий путь познания» г. Алма-Ата Изд-во «Онер» 1980 год.
6. Ю. Нагибин «Остров любви» Рассказ.
7. Г. Филдинг. «История Тома Джонса, найденыша» Вступительная статья Ю. Кагарлицкого. Москва. Изд-во «Правда» 1982 год.
8. Д. Дефо «Избранное» Вступительная статья Д. Урнова. Москва Изд-во «Правда» 1971 год.
9. А. Аникст «Даниель Дефо» Москва Изд-во «Детской литературы» 1957 год.
10. Ш. Монтескье «Персидские письма» Вступительная статья С. Артамонова. Элиста Калмыцкое книжное изд-во 1988 год.
11. А. — Ф. Прево «История кавалера де Грие и Манон Леско». Вступительная статья А. Михайлова. Москва Изд-во «Правда» 1989 год.
12. Р. Бернс «Стихи» 1 и 2 тома. Вступительная статья Р. Райт-Ковалевой Москва Изд-во «Художественная литература» 1963 год.
13. О. Голдсмит Стихи. Москва Изд-во «Художественная литература» 1978 год.
14. Б. Колесников «Роберт Бернс» Москва Изд-во «Просвещение» 1967 год.
15. Жан Жак Руссо «Исповедь». Вступительная статья Б. Черных. Москва Изд-во «Художественная литература» 1949 год.
16. год.
17. Ж.Ж. Руссо «Юлия, или новая Элоиза» Москва «Государственное издательство художественной литературы» 1961 год.
18. О. Голдсмит. «Гражданин Мира или письма китайского философа, проживающего в Лондоне, своим друзьям на Восток». Послесловие А. Ингер. Москва. Изд-во «Наука» 1974 г.
19. В. Блейк. «Стихи» Вступительная статья А. Зверева Москва Изд-во «Художественная литература» 1978 год.
20. Е. Некрасова. «Уильям Блейк» Москва «Изд-во Московский университет» 1962 год.
21. Л. Бельмонт. «Маркиза Помпадур» Москва Изд-во «Культура и традиции» 1994 год.
22. Н. Митфорд «Влюбленный Вольтер» Москва Изд-во «Аграф» 1999 год.
23. Маркиз де Сад «Жюльетта» Москва Изд-во «Ник» 1994 год.
24. Маркиз де Сад. «Соперница собственной дочери». Вступительная статья П. Гуревича. Москва Изд-во «Республика». 1993 год.
25. Маркиз де Сад. «Жюстина» г. шахты. Изд-во «Принтер» 1993 год.
26. И. Сиволап. «Социальные идеи Вольтера» Москва Изд-во Наука» 1978 год.
27. С. Артамонов «Вольтер и его век» Москва Изд-во «Просвещение» 1980 год
28. Вольтер «Избранные произведения» Москва Изд-во «Классик» 1997 год.
29. Бомарше «Избранные произведения» 1,2 т.т. Вступительная статья С. Артамонова Москва Изд-во «Художественная литература» 1966 год.
30. А. Шенье «Сочинения 1819 года» Вступительная статья Е. Гречаной. Москва Изд-во «Наука» 1995 год.
31. Э. Радзинский «Игры писателей» Москва Изд-во «Вагриус» 2001 год.
32. А. Манфред «Молодой Руссо». Москва Изд-во «Мысль» 1979 год.
33. Т. Дональд «Маркиз де Сад» Смоленск Изд-во «Русич» 1998 г.
34. А. Строев «Авантюристы Просвещения» Москва Изд-во «Новое литературное обозрение» 1998 год.
35. С. Цвейг. «Мария Антуанетта» Москва Изд-во «Мысль» 1992 год.
36. А. Левандовский «Седце моего Марата» Москва Изд-во политической литературы. 1979 год.
37. Казанова «История моей жизни» Изд-во «Московский рабочий» 1990 год.
38. Э. Радзинский «Гибель галантного века» «Прогулки с Палачом» Москва Изд-во «Вагриус» 1998 год.
39. А. Гробовский Ю. Семенов «Закрытые страницы истории» Москва Изд-во «Мысль» 1988 год.
40. И. Муромов «Сто великих любовников» Москва Изд-во «Вече» 1998 год.
41. И. Муромов «Сто великих авантюристов» Москва Изд-во «Вече» 1999 год.
42. И. Мромов «Сто великих любовниц» Москва Изд-во «Вече» 1998 год.
43. И. Мусский «Сто великих мыслителей» Москва Изд-во «Вече» 2000 год.
44. С. Цвейг «Казанова»
45. А. Толстой «Смерть Дантона» Собрание сочинений в 10 томах. 9 том. Москва Изд-во «Художественная литература» 1986 год.
46. К.Гольдони. «Комедии» Вступительная статья И. Томашевского. Москва Изд-во «Художественная литература» 1971 год.
47. К. Гоцци «Сказки для театра» Москва Изд-во «Правда» 1989 год.
48. Н. Яковлев «Вашингтон» Москва Изд-во «Молодая гвардия» 1976 год.
49. Э. Сальгари «Охотница за скальпами» Москва Изд-во «Терра» 1992 год.
50. Г. Филдинг «Избранное» Вступительная статья В. Харитонова. Москва Изд-во Художественная литература» 1989 год.
51. В.Ирвинг «Новеллы» Москва Изд-во «Правда» 1985 год.
52. С. Цвейг «Гений одной ночи».
53.В. Осокин «Вольта» Москва Изд-во «Молодая гвардия» 1986 год.