Мой бог – Мудрый Учитель.


</p> <p>Мой бог – Мудрый Учитель.</p> <p>

У каждого человека есть свой бог. И даже один и тот же Бог может быть в представлении верующих людей совсем разным. Мы только что убедились в этом. Если даже некий человек закоренелый атеист, все равно в тяжкую минуту несчастий поднимает глаза к небу и молит о помощи или, что случается гораздо реже, благодарит за подарок судьбы. Каждому надо, чтобы с ним рядом кто-то был.

Я тоже искала своего бога. И обратилась к Христу. За прошедшие тысячелетия христианской веры люди сделали его милосерднее. С икон на нас смотрит благородный, чуть отрешенный лик Страдальца за человечество. Священники не стремятся напоминать нам о его жестокости, а говорят лишь о его Любви. Поэтому Христос стал ближе и роднее.

Признаюсь, у меня был свой, если так можно сказать, «корыстный интерес» обратиться к богу. Мне очень нужно было исповедоваться в страшном грехе, который не принес никаких последствий, но сам помысел терзал душу. Никогда, ни за что и никому я не открылась бы. А вот исповедоваться решилась. Для этого и крестилась. И исповедовалась. Мне это помогло. Я перестала казнить себя. В церкви буквально улилась слезами, и сердобольные старушки сказали, что бог меня простил. «И камень свалился с твоей души и лег своей тяжестью на прошлое, и оно уже никогда не воскресало», — подсказал мне Стефан Цвейг.

Исповедь в христианской церкви прекрасна, если она искренна. И еще — если твой грех не принес вреда кому-либо. А если ты причинил вред человеку или того хуже – погубил его?.. Что, станешь спасать свою душу? А как же тот, преданный, погубленный?.. Вот тебе пожалуйста, мой дорогой читатель, и еще одна нравственная проблема. Имеешь ли ты право заботиться о себе в то время, как погубил другого?.. А как же быть с совестью?

Эти вопросы мне разрешить не удалось. В церковь я больше не ходила. Что-то мешало мне всем сердцем принять этого бога. Поверить безропотно я не могла, а проявлять к богу неискренность – это ли не грех?

И вот однажды моя подруга дала мне небольшую книжицу и сказала: это твое.

И это оказалось моим.

Элиза Баркер писала: «Философия, которую я хочу преподать вам, должна проникнуть в мир. Возможно, что только весьма немногие поймут ее глубину в этой жизни; но семя, посеянное сегодня, может принести плод в далеком будущем, как те зерна пшеницы, которые были погребены вместе с мумиями в течение двух или трех тысяч лет и все же проросли, когда их поместили в подходящую почву в наши дни. То же и с философскими идеями.

Далее Элиза Баркер пишет:

Умирая, человек попадает в астральный мир, который, в свою очередь, пронизан Миром мысли. Когда тело на земле гибнет, душа возносится в этот мир. И человек на самом деле не умер. Он только возвратился туда, откуда пришел. Первое время он снова хочет почувствовать железные тиски материи, но проходят годы и его начинает утомлять эта материальная борьба и тогда он возвращается в область невидимого.

Здесь ангельские души разделяются на две резко отличающиеся группы – небесные и преисподние; первые принадлежат к тем ангелам, которые работали в гармонии с законами Бога, последние – к тем, которые работали против этой гармонии. Они необходимы один для другого; что если бы все были добрые, то вселенная прекратила бы свое существование, и само добро перестало бы быть добром за отсутствием своей противоположности – зла. И добрые, и злые ангелы окружены необычным сиянием, но между ними есть разница, заметная при первом же взгляде на их лица: глаза небесных ангелов пылают любовью и разумом, тогда как смотреть в глаза ангелам преисподней чрезвычайно тяжело.

И ужасающие и прекрасные вещи здесь можно увидеть рядом. Но те, кто видел участь самоубийц, не позавидовал бы им. Если бы они знали, что их ожидает, потенциальные самоубийцы оставались бы жить до своего естественного конца, несмотря на самые тяжкие условия.

В астральном мире существует много видов ада, и они, по большей части, дело наших собственных рук. Это одна из тех банальностей, которая основана на факте. Здесь есть ад похоти и ад ненависти; ад лживости, где каждый предмет, который обитатель ада старается схватить, превращается в нечто иное, противоположное желаемому, и происходит вечное издевательство над правдой, где все изменчиво и неверно, как сама ложь – своей собственной противоположностью.

В астральном мире встречаются ужасы даже более страшные, чем на земле. Следы разложения от порока и невоздержанности здесь гораздо явственнее, чем там. Лица и формы поистине ужасны, они кажутся полусгнившими и распадающимися на части. Но это – безнадежные случаи, и таких работники Лиги – служители астрального мира, предоставляют их печальной судьбе. А вообще-то, каждый человек строит для себя свой собственный ад.

Если уж вы согрешили, спешите творить добрые дела, более значимые, чем ваши грехи, и вы соберете награду за них.

Существует и такое посмертное состояние, когда душа погружена в глубочайший сон и пробудить ее от этого летаргического сна невозможно. Она принадлежит людям, которые отрицали бессмертие души. Лишь закон ритма со временем извлекает их из этого состояния для нового воплощения.

Этот мир наполнен духами-неведимками. Человек, привыкший сердиться или отыскивать отрицательное в других, бывает окружен дурными духами. Тот же закон относится и к другим дурным страстям, каковы похоть или скупость. Необходимо в жизни остерегаться чувственных вожделений, избегать полового влечения, в котором нет сердечной привязанности. Здесь в этой области бывают столь ужасные явления, что говорить об этом просто неприлично.

И напротив, встречаются люди, из которых лучится как бы солнечный свет, одно присутствие которых делает вас счастливее. Спрашивали ли вы себя, отчего это происходит? Истинный ответ заключается в том, что их светлое настроение привлекает к себе «облако свидетелей», представителей радости и красоты жизни. Нередко удается погреться в лучах кого-либо из них. Добрые духи, толпящиеся около этого человека говорят: «Хорошо быть здесь». Они плотной стеной окружают хорошего человека и злу трудно коснуться его. Кроме того, толпа любящих и сочувствующих духов предупреждает, если какое-нибудь зло угрожает ему.

Ангелы в астральном мире – это духовные существа, которые никогда не жили как люди на земле. Это Прекрасные Существа, светящееся в своем собственном сиянии. Представьте себе юность, ставшую бессмертной, цветущую свежесть детского лица и глаза бездонной мудрости. Вообразите блеск тысячи жизней, сосредоточенных в этих глазах, и улыбку на устах любви столь чистой, что она не просит ответной любви от тех, кого дарит своей улыбкой.

Когда вы чувствуете в сердце своем таинственное и прекрасное горение, возможно, что оно посылается вам от неведомого чудесного очага Прекрасного Существа. Когда неведомая радость переполняет вас, и ваша душа вырывается из привычного состояния и тянется… к какой-то желанной тайне, знайте, что сама тайна протягивает к вам свои теплые и любящие, хотя и невидимые объятья.

Но здесь же есть люди, которые воображают себя в обстановке ортодоксального рая: они поют в белых одеяниях с венцами на голове и с арфами в руках. В основном же большинство душ почти так же слепы, как и на земле и большинство людей не обучаться ничему. Хотя есть школы, где желающие могут учиться, но Великих Учителей немного.

Здесь яркий свет подобен солнечному, только свет это мягче и не так ослепителен, как у материального солнца. Случается, в нем образовывается фигура, какую мы на земле привыкли называть Христом. Он с нежностью смотрит на людей и протягивает к ним Свои руки. Затем Его образ меняется и на Его правой руке оказывается ягненок; а затем – Он стоит как бы преображенный на горе; после этого начинает учить, и люди могут слышать его голос. А затем Он исчезает и видение прекращается.

Прибыв в тонкий мир после непродолжительного времени старый человек забывает, что он стар ибо в нас заложена склонность оставаться в мыслях молодыми, и это отражается на внешнем виде, так как в астральном мире тела приобретают именно ту форму, которая соответствует нашим мыслям. Большей частью здесь встречаются люди во цвете лет, пока непреодолимое влечение к земле не возникает снова. Но большинство здешних жителей не знают, что они жили много раз во плоти. И все-таки следует пытаться всегда сохранять память прошлого как можно яснее – это помогает строить будущее. Более того, в астральном мире можно запастись большим количеством энергии для последующей очень длительной жизни на земле.

И если душа не хочет продремать весь свой срок, отпущенный на пребывание в астральном мире, она находит себе Мудрого Учителя. Мудрые Учителя всегда готовы помочь тому, кто желает их помощи для проникновения в тайны жизни – здешней, потусторонней и теряющейся в далеком, далеком прошлом. Но если земные мысли и желания некоторых направлялись к одним лишь материальным радостям, то Учитель ей не нужен. Он нужен тем, кто в земной жизни устремлялся к высоким идеалам и здесь может неограниченно жить этими идеалами.

Жизнь за пределами смерти может быть так свободна! В ней нет того механического существования, которое делает людей рабами на земле. В этом мире человека задерживают только одни мысли. Если они свободны – свободен и он. Если он жаждет большего в духовном отношении, его жажда будет удовлетворена.

Этот мир можно назвать миром игр, ибо многие здесь становятся детьми и сами создают ту среду, которая им нравится. Как дитя во время игры превращает стул в башню или в скачущего и топочущего коня, точно также в этом мире осуществляется все, что может создать наше воображение. Здесь есть все возможности творить, и притом из материи еще более тонкой – из той, которая составляет субстанцию мысли.

Некоторые из здешних художников стараются передать образы своих картин внутреннему зрению земных художников, и иногда это им удается; и тогда истинный творец радуется, что его товарищ на земле воспринял его идею и выявил ее на полотне. С поэтами происходит то же самое. Здесь создаются прекрасные поэмы, и они запечатляются в мыслях земных поэтов.

Здесь есть и любящие сердца, которые ожидают своих возлюбленных. Вот одна из таких историй. На земле ее уверяли, что он умер и убедили полюбить другого; но она не могла позабыть его, так как каждую ночь он встречал ее душу во время сна, каждую ночь она являлась к нему сюда и иногда могла припомнить, пробуждаясь, все, что он говорил ей во время свидания.

Она сказала ему, что недолго еще пробудет в солнцем освещенном мире и придет к нему в самосветящийся мир. Однажды ночью она явилась и сказала, что соединится с ним завтра. Он был поражен и готов остановить ее, так как его смерть была внезапной и очень мучительной, и он не хотел страданий для нее. Он постоянно оберегал ее, стараясь предупредить о любой опасности; но на этот раз почувствовал, что она действительно придет к нему и был очень счастлив.

Здесь он и не пытался искать новой любви, ибо, когда покидаешь землю с одной большой любовью и когда земная возлюбленная не забывает ушедшего, связь может сохраняться на долгое время, не ослабевая. Оставшиеся на земле не знают, какое счастье доставляет ушедшим их воспоминания, не понимают, как тяжело забвение. Хотя часто бывает, что более всего продвигаются в духовном плане как раз те, которых забывают на земле любимые люди; но тем ни менее быть забытым – грустно.

Но вернемся к влюбленной паре. Весь день он оставался около ее смертного ложа. Он не мог видеть ее тела, ибо лучи солнца были слишком ярки для него, но после долгого ожидания он почувствовал ее руку в своей руке, и хотя она была невидима для него, он знал, что она здесь. И он заговорил с ней, употребляя земные слова. Но она, казалось, не понимала его. Он заговорил с ней снова, но она не отвечала, хотя по пожатию руки он знал, что она чувствует его присутствие. И так они стояли рука об руку в темноте солнечного света: он – способный говорить, благодаря своему долгому опыту в мире тонких звуков, она – безмолвная и растерянная, но продолжающая держать его за руку.

Когда лучи солнца погасли, он начал различать ее лицо и глаза, широко раскрытые и испуганные. Они продолжали оставаться в комнате, где лежало ее безжизненное тело. Было лето и окна были раскрыты. Он старался увлечь ее в простор душистой ночи, которая для них представляла день, но она удерживала его за руку и не хотела уходить. В конце концов ему удалось увлечь ее на некоторое расстояние. Теперь она услышала его и спросила:

— Любимый мой, которая же из двух я? Я вижу себя – я чувствую себя – и там тоже я. Я словно в двух местах. Которая же из двух – настоящая я?

Он утешал ее словами любви. Он боялся приласкать ее, ибо прикосновение душ чрезвычайно сильно, и он боялся, чтобы она не возвратилась к той покинутой форме, и не наступила бы новая разлука. И хотя она часто приходила к нему во сне, теперь это было иначе, гораздо жизненнее, и он почувствовал, что она действительно переступила через порог великой перемены.

Над ее земным домом, который она еще не покинула, не беспричинно витала какая-то странная невыразимая тишина, которая не может быть объяснена одной печалью оставшихся. Они чувствуют присутствие души, ушедшей из мира, хотя и не могут видеть ее. Их собственные души невольно оберегают эти первые минуты ее смятения. Перемена не была бы так мучительна, если бы переходящий в иной мир помнил, что это случалось с ним и прежде; но мы так легко все забываем, поэтому называем землю «Долиной забвения».

И вот наконец она пришла в этот мир. Он, давно поджидавший ее, построил из материи тонкого мира небольшой дом, какой мечтал устроить для своей возлюбленной на земле.

В течение последующих дней и недель он оставался около нее, все время старался отвлечь от земли, привлекавшей ее мучительной тягой. Ведь души, прожившие долгое время на земле, отрываются гораздо легче, но этой женщине было не более тридцати лет, и поэтому с таким трудом она освобождалась даже с помощью своего возлюбленного. Но в один прекрасный миг он ввел ее в тот дом, который построил для нее на небесах, и они стали жить там. Иногда он оставлял ее на короткое время, а иногда она; ибо радость совместной жизни усиливается здесь, как и на земле, благодаря временной разлуке. Постепенно она отвыкла от земли и от земных привычек и только изредка, во сне, возвращалась к своим родителям.

Поэтому не оставляйте никогда без внимания свои сны, касающиеся умерших людей. Они имеют смысл. Хотя эти сны передают чувства и мысли не всегда верно, ибо дверь между обеими мирами чрезвычайно узка и происходят частые искажения, но души и земные люди все же могут общаться через этот путь.

В астральном мире встречаются истинные святые. Да, здесь есть просто святые и великие святые, как есть обыкновенные и великие грешники. Один из великих святых однажды стоял на вершине горы в полном одиночестве. Он был совершенно погружен в себя. Иная душа, жаждущая познания, молча взирала на него. Он повернулся к ней и спросил с доброй улыбкой:

— Не могу ли я тебе услужить, брат?

— Если это не слишком смело с моей стороны, — ответила жаждущая душа, — я хотел бы спросить, о чем вы думали, стоя на вершине и глядя в далекое пространство?

Жаждущая душа чувствовала, что этого не следует делать, но ее серьезное желание научиться всему, заслуживало прощения.

У святого было прекрасное лицо без бороды и юношеский огонь к глазах. Он посмотрел на вопрошавшую душу молча, и затем сказал:

— Я стремлюсь приблизиться к Богу.

— А что есть Бог? И где Бог?

Святой улыбнулся. Никто и никогда не видел такой улыбки.

— Бог всюду, — ответил святой. – Бог есть.

Неизвестно каким путем передалось жаждущей душе знание слов святого, может быть путем симпатии, но в его сознании внезапно вспыхнуло, что когда святой говорил, – Бог есть, — он хотел выразить полнейшее ощущение Бога, которое только возможно для духа и, более того, он хотел этим выразить, что ничего и не существует, кроме Бога.

— А когда вы были на земле, часто ли думали о Боге? – вновь задала вопрос жаждущая душа.

— Всегда. Я очень мало думал о чем-нибудь ином. Я искал Его всюду, но только по временам вспыхивало во мне сознание Его истинной сути. Однако настал час, когда пришло великое откровение. Оно пришло не в виде определенных слов, но скорее как безмолвное и внеобразное чудо, слишком великое для ограниченной мысли. Я упал на землю и, вероятно, потерял сознание, так как через некоторое время очнулся, и поднявшись, стал смотреть вокруг. И тогда я постепенно вспомнил пережитое. Оно оказалось слишком величественным, превыше моих сил, когда я его испытал.

Выразить в словах это великое, слишком великое для моей смертной природы, я сумел только в таких словах: «Все, что есть, — есть Бог». Это оказалось так просто, а между тем эта простота должна включать и меня самого, и всех существ – людей и животных; и даже деревья, и птиц, и реки должны быть частью Бога, если Бог есть все.

С этой минуты жизнь для меня обрела новое значение. Я не мог видеть человеческого лица, чтобы не вспомнить откровения – не вспомнить, что это человеческое существо есть часть Бога. Когда моя собака смотрела на меня, я говорил ей: «Ты тоже часть Бога». Когда я стоял на берегу реки и слышал шум воды, я говорил себе: «Я слушаю голос Бога». Когда кто-нибудь сердился на меня, я спрашивал себя: «Чем я мог оскорбить Бога?» Когда кто-нибудь обращался ко мне с любовью, я говорил: «Теперь Бог любит меня!» И от этого сознания захватывало дух. Жизнь становилась невообразимо прекрасной.

Было и такое, когда я был погружен в Бога, и так стремился найти Его, что мало думал о своих ближних и пренебрегал даже теми, которые были всего ближе ко мне; но с этого дня я стал сближаться с ними. И я убедился, что чем больше я искал Бога в них, тем чаще Бог мне отвечал через них. И жизнь становилась еще более чудесной и прекрасной.

Иногда я пытался передать другим то, что я чувствовал сам, но они не всегда понимали меня. И тогда я почувствовал, что Бог намеренно, по причине, известной Ему одному, скрывал Себя под покровами. Может быть, для того, чтобы радоваться, впоследствии разрывая их? Если так, я решил помочь Ему, насколько у меня хватит сил, и я стремился помочь другим людям познать Бога, насколько я сам познал Его.

В течение многих лет учил я людей. Вначале мне хотелось учить всех. Но вскоре я убедился, что это невозможно, и тогда я избрал немногих, которые называли меня своими учениками. Я убеждал их передавать другим эти знания, и таким образом многие приобщились к тому чуду, которое было передо мной раскрыто и пробудилось к сознанию, что Бог есть.

Я учил людей тому, что только странник с широко распахнутой душой может делать открытия. Что мудрость — это дерево растущее очень медленно; кольца, отлагающиеся вокруг ствола, изображают собой земные жизни, а борозды между ними – периоды астрального мира между двумя земными жизнями. Я говорил, что некоторые дети приносят свои воспоминания из прошлых жизней, но эти воспоминания теряются благодаря постоянному внушению окружающих, что они, мол, несмышленыши, в действительности впервые видят земной мир.

Я говорил о том, что необходим и отдых. В тонком мире можно отдохнуть на прохладных лучах месяца: это означает, что поэтическая душа, скрытая в каждом человеке, может пробудиться в нем и его сердце может наполниться экстазом, вырваться из когтей Времени и жить в той небесной тишине, которая ничто оное, как величайшая активность восторга, доведенного до предельной высоты.

С этими словами святой повернулся и оставил жаждущую душу. Может быть, им приведется свидеться еще когда-нибудь. Но случится эта встреча или нет, святой уже дал этой душе нечто, что она в свою очередь отдает всем, как и Бог сам хотел отдавать свои знания миру.

В астральном мире радость бытия состоит в досуге, возможности мечтать и знакомиться со своей сутью. Здесь появляется то необходимое свободное время, которое дает возможность познакомиться с самим собой. Мечтатели этого мира никогда не бывают праздны, ибо – их мечтания своего рода строительство, а если даже этого не было бы, они имеют право делать все, что им вздумается. Они заслужили свой отдых. Труд у них при следующем воплощении на земле еще впереди. Ведь на земле тратится больше энергии, чтобы поставить одну тяжелую ногу впереди другой тяжелой ноги и продвинуть свое тяжелое тело, чем здесь требуется для того, чтобы обойти весь свет. Это дает понятие о том избытке энергии, которое имеется в тонком мире для того, чтобы радоваться и строить грезы.

Часто человек на земле работает слишком много – более, чем это действительно необходимо. Все это множество ненужных вещей, которое вы нагромождаете вокруг себя, искусственные нужды, которые вы порождаете, головокружительный темп вашей жизни, чтобы добыть все эти вещи, кажутся здесь чем-то нелепым и даже жалким. Ваша политическая экономия, ваши государственные учреждения – это хитроумные машины для создания ненужных вещей, большая часть вашей работы бесполезна, и вся ваша жизнь была бы почти бесплодной, если бы через великие страдания ваши души, хотя и против воли, познали, что большая часть их стремлений тщетна.

Здесь же можно проводить целые часы, следя, как изменяются цвета на облаке. Или еще лучше – можно лежать на спине и вспоминать. Это так интересно – посылать свои мысли вспять, год за годом, жизнь за жизнью, столетие за столетием, назад и все время назад, пока не увидишь себя… черепахой. Но можно также смотреть и вперед, все выше и выше, жизнь за жизнью, столетие за столетием, пока не узнаешь себя в Архангеле. Вглядывание назад есть память; вглядывание вперед есть творчество. Несомненно, мы творим свое собственное будущее. И знайте, много неожиданностей впереди у того, кто решается добровольно исследовать свою душу. Душа ведь не блуждающий огонек; она – маяк, помогающий избегать подводных рифов.

Жаждущая душа приобретает не только общие познания – знакомство с условиями четырехмерного мира, но она может пройти в обратном порядке все свои прежние жизни и усвоить все, чему научилась в них. Она может собрать весь опыт своего Эго, чтобы вывести из этого опыта возможность в будущем проживать жизнь с наименьшими трудностями и потерями. Даже все ошибки становятся ценной частью этого опыта, ибо мы теряем, чтобы научиться приобретать. Ведь на то нам и дана Вечность, которая достаточно продолжительна для полного развития человеческого Эго. Она как будто бы специально предназначена для этой цели.

Опыт прошлых жизней может помочь подготовиться к будущей, и если вы испортили свое предшествующее существование, можно исправить его в последующем. Необходимо отвыкнуть от привычки смотреть на настоящую жизнь как на единственную; отвыкнуть от мысли, что жизнь за гробом будет бесконечным существованием в одном состоянии, ибо вы не смогли бы вынести бесконечного существования в тонкой материи так же, как не могли бы вечно жить в плотной материи земной жизни. Вы почувствовали бы утомление. Вы не выдержали бы этого. Это как чередующиеся сон и явь.

Если бы вы только смогли ухватить идею бессмертия жизни и крепко держаться за нее! Если бы вы мыслили себя как существо без начала и конца, вы могли бы начать много нового, стоящего усилий. Это удивительное сознание – уверенность в разумной вечности. Малые трудности кажутся на самом деле малыми тому, кто мыслит о себе в пределах бесконечности. Сохраняйте же сознание вечности работайте в этом сознании!

Жаждущая душа не будет стремиться ускорить приход своего следующего воплощения в земной жизни, она останется в условиях этой легкой материи, пока не соберет достаточной энергии и знаний для того, чтобы вернуться назад очень сильной. Она не поступит так, как это делают большинство душ: они остаются здесь, пока не устанут от этого мира так же, как раньше они уставали от земной жизни, после чего устремляются обратно почти бессознательно, словно повинуясь непреодолимой силе ритма прилива и отлива. Жаждущая душа сама хочет управлять этим ритмом. Она может врасти постепенно в силу и знание или может взять их усилием. Воля свободна. Однако постепенный рост не имеет такого могучего воздействия, как свободное усилие.

Но наступит день, когда придет для кого-то пресыщение сладкой жизнью в тонком мире, для кого-то срок принести свою энергию и свои знания на землю. Мускулы и душа потребуют напряжения и от недостатка напряжения захотят вытянуться, появится астральный духовный зевок и душа перешагнет через грань этого мира. И наступит легкое чувство, какое у людей бывает в глазах и в сердце ранним утром. Внезапно голос плоти, непреодолимый призыв горячей крови и деятельности захватит пробуждающуюся душу, и тогда она снова перейдет в мир материального творчества. Она погрузится в плоть земли и скроется в ней. Она будет ждать нового рождения. Она появится, имея в себе большую силу, возникшую в ней благодаря предшествующему отдыху».

Не знаю, мой дорогой читатель, как ты отнесешься к идее жизни в разумной вечности. Я ее приняла с восторгом. И хотя ни в коей мере не могу утверждать, что все, написанное – великая истина, что я безоговорочно верю в этот мир, но скажу лишь одно – фантазия этого мира помогла мне не побояться взяться за мой огромнейший труд и внушила надежду, что если я как следует подготовлюсь к будущему, неведомо когда случившемуся вступлению в тонкие пространства, то тогда там не буду терять времени и скучать, а стану мечтать и учиться, и готовиться к перерождениям. Пусть это сказка, пусть это миф – он вдохновляет меня уже в этой жизни и, живя здесь и сейчас, я могу сказать, что все-таки что-то успела сделать.

Если и ты проникнешься этой разумной и милосердной фантазией – не пожалеешь. Желаю успехов в этой земной жизни, а там посмотрим…