Веселые и поучительные истории из жизни китайского народа. Размышления о сновидениях.


</p> <p>Веселые и поучительные истории из жизни китайского народа. Размышления о сновидениях.</p> <p>

В коротких ярких зарисовках – анекдотах, передающихся из века в век из уст в уста, просматриваются характерные черточки нравов самых разных представителей китайского рода-племени.

Вот рассказ о том, как был облапошен любитель тишины.

«Один человек любил тишину, но, как назло, его соседом слева оказался медник, а справа – жестянщик. С раннего утра до позднего вечера несчастный любитель тишины только и слушал: „дин-дин, дан-дан“». Ему страшно надоело это, и он часто жаловался знакомым:

— Эх, хорошо бы они уехали! Уж я бы проводил их – такой бы пир закатил!

Однажды медник и жестянщик пришли к нему и сказали:

— Мы решили переехать, и ты, говорят, по этому поводу приглашаешь нас в гости. Вот мы и зашли пропустить по стаканчику вина.

Тот осведомился, когда же они думают переезжать, и, узнав, что завтра, страшно обрадовался. После обильного угощения любитель тишины поинтересовался, куда они переезжают. Жестянщик, указывая на медника, ответил:

— Я переезжаю в его дом, а он в мой!»

Вот рассказ о боязни вспыльчивости.

«Один из приятелей, отличавшийся невозмутимым спокойствием, грелся со своим другом около печки. Заметив, что у друга загорелась пола халата, он, еле ворочая языком, сказал:

— Я уже давно что-то заметил. Хотел было тебе сказать, но вот боюсь: человек ты несдержанный, чего доброго вспылишь. А не сказать – как бы ты не потерпел большого убытка. Как, по-твоему, сказать тебе или не стоит?

Приятель, конечно, поинтересовался, в чем дело.

— Да вот халат на тебе горит… — ответил приятель.

Тот вздрогнул и тотчас начал тушить огонь. Разозлившись, он закричал:

— Если ты давно заметил, то почему не сказал сразу?

— Ну вот! Недаром я говорил, что ты вспыльчивый! Так оно и есть!»

Вот рассказ о том, как возвеличили мышку.

«Один человек обзавелся кошкой и решил дать ей имя. Так как кошка была свирепого нрава, он назвал ее „тигром“». Тогда один из приятелей сказал ему:

— Хотя тигр и свиреп, но ему далеко до небесного дракона – тот еще свирепее. Твоя кошка может обидеться. Назови-ка ее «драконом».

В разговор вмешался еще один приятель:

— Ты прав! В этом отношении тигр уступает дракону, но и дракон, взлетая на небо, должен обязательно держаться за облако. Разве облако не выше дракона? Можно, конечно, назвать кошку «драконом», но лучше назвать ее «облаком».

— Когда поднимется ветер, — сказал третий приятель, — он разгонит тучи. Тучи не могут противиться ветру. Не назвать ли нам ее «ветром»?

— Когда поднимется сильный ветер, — заметил четвертый приятель, — только стена может задержать его. Я думаю, что стена лучше ветра. Да!.. Назови-ка ее «стеной»!

Но тут один из слышавших этот разговор, вставил:

— Стена, конечно, прочна! Однако мыши могут прогрызть в ней дырку. И если дырок будет много, то даже очень крепкая стена развалиться. По-моему, надо назвать эту кошку «мышкой» – это самое лучшее для нее имя!»

Помнишь, мой дорогой читатель, как эту сказку пересказал нам в детстве Самуил Яковлевич Маршак.

А вот рассказ о скупердяе и его еще более скупой жене.

«Один богач решил нанять учителя своему сыну. Так как этот богач был очень жадный, то стал искать такого учителя, которого не надо было бы кормить. Кто-то сказал богачу:

— В соседней деревне есть очень бедный учитель. Пищи он совсем не употребляет, а живет лишь тем, что дышит южным ветром.

Услышав это, скряга очень обрадовался и едва не бросился бежать, чтобы пригласить этого учителя, как вдруг его остановила жена:

— Нет! Нет! – закричала она. – Нам такой не подойдет! Подумай хорошенько, чем мы будем его кормить, когда подует северный ветер».

Вот рассказ еще об одном скряге.

Однажды у Чэна поломалась скамейка. Чтобы ее починить, надо было забить несколько гвоздей.

— Сынок! – сказал он. – Сходи-ка к Чжану и попроси у него молоток.

Мальчик кивнул головой и бегом побежал к соседу.

— Дядюшка Чжан, — вежливо обратился мальчик. – Дайте нам, пожалуйста, молоток – забить пару гвоздей.

Сосед Чжан задумался. «Хоть молоток железный, но ведь и гвозди железные, — рассуждал он про себя. – Значит, будут бить железом по железу. Конечно, чужой молоток никто жалеть не будет. Сломают – как тогда быть? Нет, не дам я им молотка».

— Ай-ай-ай! – удрученно закачав головой, сказал он мальчику. – Как неудачно ты пришел! Чуть-чуть бы пораньше. Ко мне только что приходил Лии, и я отдал молоток ему. Передай отцу, что я с радостью дал бы ему свой молоток, да у меня его сейчас нет. Мальчик вернулся домой и обо всем рассказал отцу.

— Не хочешь дать молоток – так и скажи! – разозлился отец на соседа. – Зачем же изворачиваться и лгать? Ох, и скряга!

— Папа, как же нам теперь быть? – загадочно улыбаясь, спросил сын.

— Да ничего не поделаешь, — тяжело вздохнув, пробурчал отец. – Хоть и жаль свой молоток, а придется им забивать гвозди».

Вот рассказ о юноше недалекого ума.

«Жители горных селений в качестве ножек для табуреток часто используют развилистые сучья тройники. Как-то в одной семье у табуретки поломалась такая ножка, и отец послал сына в лес срубить новый сук-тройник.

Ушел сын с топором в лес, бродил там целый день, но домой пришел с пустыми руками.

— Почему же ты вернулся ни с чем? – спросил его отец.

Сын упавшим голосом ответил:

— Суков-то на деревьях много, но все они разветвляются кверху. Ну хоть бы один – книзу».

Вот рассказ о несуразном подсчете лет.

«У одного крестьянина родилась дочь. Через несколько дней к нему пришел сосед, чтобы сосватать его дочь за своего двухлетнего сына. Крестьянин возмутился:

— Как можно?! Ведь твой сын вдвое старше моей дочери. Ей исполнится лишь десять лет, а твоему сыну будет двадцать. Очень мне нужен такой старый зять!

Но тут в разговор вступила жена крестьянина:

— Откуда ты взял, что его сын вдвое старше? – с жаром заговорила она. – Ведь в будущем году наша дочурка догонит его сына: ей тоже будет два года».

Вот рассказ о забывчивости вороватого повара.

«Один повар всегда воровал продукты. Однажды он у себя дома резал мясо. Отобрав самые лучшие куски, быстро завернул их в бумагу и засунул себе за пазуху. Жена, заметив это, вся задрожала от гнева:

— Куда ты это мясо потащил? – закричала она.

Муж вздрогнул, словно пробудившись ото сна и, виновато улыбаясь, сказал:

— Спасибо, напомнила. Совсем забыл, что я не на работе!»

Вот рассказ о том, что первые впечатления бывают обманчивы.

«Как-то у одного крестьянина пропал топор. Подозрение пало на соседского сына, и крестьянин стал внимательно наблюдать за ним. Он заметил, что и походка у него, и интонация голоса совсем не такие, как у других людей. Словом, воровские манеры были видны во всех его действиях.

Прошло немного времени, и крестьянин нашел потерянный топор. Он вспомнил, что оставил его в лесу, когда ходил за хворостом. На следующий день этот крестьянин снова повстречался с соседским сыном и опять стал внимательно присматриваться к нему. Но теперь ни в походке, ни в интонации его голоса он не находил ничего воровского».

Вот рассказ о том, как удалось проучить суеверного человека.

«Один человек слепо верил в приметы. Прежде чем приняться за какое-нибудь дело, он всегда ходил к прорицателю, чтобы узнать, счастливый этот день или несчастный. Как-то он сидел около стены, которой была огорожена фанза. Вдруг ветхая стена рухнула и завалила его. Сначала суеверный оторопел от неожиданности, а когда пришел немного в себя, закричал изо всех сил, взывая о помощи.

На его крик прибежала жена. Увидев черное от пыли лицо своего мужа, она решила на этот раз проучить его.

— Потерпи немного, — спокойно проговорила жена. – Я сейчас схожу к звездочету. Узнаю, можно ли сегодня производить земляные работы?»

Вот рассказ о гордыне бедного учителя.

«Один бедный учитель очень дорожил своей репутацией. Как-то вечером к нему забрался вор. Долго он шарил по всем углам, но так ничего и не нашел.

— Ну и оборванец здесь живет, — со злостью бросил вор и, хлопнув дверью, вышел из дома.

Услышав это, учитель быстро из-под подушки достал последние гроши и бросился вслед за ним. Догнав вора, он схватил его за руку и смущенно проговорил:

— Ты очень неудачно пришел! Ну хотя бы на два-три дня позже! А сейчас у меня остались лишь эти несколько чохов. Возьми их, пожалуйста, но только не говори людям, что у меня ничего нет».

Вот рассказ о том, как ненасытно жаден может быть бедняк.

«Один человек встретил волшебника, который когда-то был его другом. Волшебник решил помочь бедняку. Он указал пальцем на лежащий у дороги кирпич, и тотчас этот кирпич стал золотым. Волшебник преподнес его другу, но тот остался недоволен. Тогда волшебник показал пальцем на огромную каменную статую льва и, превратив ее в золотую, подарил другу. Но ему и этого показалось мало. Волшебник удивленно спросил:

— В таком случае чего же ты хочешь?

— Твой указательный палец, — ответил друг».

Вот рассказ о мнении художника.

«Одного художника спросили о том, кого труднее всего рисовать.

— Разумеется, собак и лошадей, — ответил он.

— Ну а кого легче всего рисовать?

— Легче всего чертей да злых духов, — не задумываясь, ответил он.

— Почему?

— Лошадей и собак мы видим каждый день и поэтому знаем их очень хорошо. Стоит при изображении их допустить малейшую неточность, как всякий ее обнаружит. Зато чертей и злых духов никто из нас не видел, и мы не представляем себе, какими они должны быть. Как их ни рисуй – никто не скажет, что на самом деле они не такие».

Вот рассказ о том, как разозлился отец на сына.

«Один купец отправился торговать и, чтобы в дороге не голодать, взял с собой бутылку с солеными бобами. Когда приходило время приема пищи, он доставал палочками один-два соленых боба и затем закрывал бутылку до следующего раза. Один из знакомых, встретив его, сказал:

— А знаешь, чем сейчас твой сын занимается? Он пригласил видимо-невидимо гостей и грандиозный пир закатил!

Купец весь вскипел от гнева. Дрожащими руками схватил он бутылку и, высыпав на ладонь бобы, стал один за другим бросать их в рот.

— Все равно все прокутит! – захлебываясь от злости кричал он. – Ну и я не отстану! Сразу все бобы съем!»

Вот рассказ о несправедливом дележе урожая.

«Два брата сообща обрабатывали поле. Когда рис созрел, они стали договариваться, как им разделить урожай. Старший брат предложил:

— Вот уберем поле, верхнюю половину снопов я возьму себе, а нижнюю половину возьмешь ты.

— Это несправедливо! – возмутился младший брат. – Я ни за что не соглашусь на такой дележ.

— Чего же тут несправедливого? – удивился старший брат. – В будущем году ты возьмешь верхнюю половину, а я нижнюю!

На другой год, как только они вышли в поле, старший брат предложил:

— В этом году не будем сажать рис, посадим-ка лучше сладкий картофель!»

Помнишь, мой дорогой читатель, как в русской народной сказке крестьянин и медведь занимались сельским хозяйством. «Вершки и корешки» она называлась. Видишь, что в Поднебесной, что на Руси крестьянская хитринка знай себе хитрит, не унывает.

А вот рассказ о дедуктивном методе расследования почти как по Конан Дойлу. Или, напротив, учитывая те давние времена, Конан Дойл использовал китайский метод расследования.

«Сын звездочета, не желая перенимать профессию своего отца, совсем не учился искусству гадать. Однажды, разозлившись, отец сильно отругал его.

— Подумаешь, какая сложность! – ответил сын. – Хоть я и не учился, а если нужно, то смогу погадать.

На другой день, когда бушевала страшная буря, к ним в фанзу пришел какой-то человек и попросил погадать.

— Ты говорил, что сумеешь, — шепнул отец сыну. – А ну-ка, попробуй! Посмотрим, как это у тебя получится!

Сын смерил незнакомца внимательным взглядом и спросил:

— Вы пришли с северо-востока?

— Верно! – ответил тот.

— Ваша фамилия Чжан?

— Да!

— Вы пришли погадать по просьбе жены?

— Ну, конечно!

Когда незнакомец ушел, удивленный отец спросил сына:

— Каким образом ты все это угадал?

— Да это совсем просто, отец — улыбнулся сын. – Разве сегодня не северо-восточный ветер? И что этот человек шел с северо-востока на юго-запад видно по тому, как у него на плечах и на спине намокла одежда. На рукоятке его зонтика вырезаны иероглифы: «Область Цинхэ». Но весь род Чжанов так себя величает – там жили их знаменитые предки! А что идти гадать его заставила жена, тоже легко понять: неужели бы он по своей воле пошел в такую погоду?

— Замечательно! Молодчина! – радостно воскликнул отец. – Ты настоящий звездочет!»

Вот рассказ о слишком долгом ожидании благополучия.

«Приняв дела, новый чиновник спросил у подчиненного:

— Как лучше всего вести себя на этой должности?

— Первый год, — ответил подчиненный, — нужно быть почти честным, второй – наполовину честным, а уж третий можно быть бесчестным.

— Да… — глубоко вздохнул чиновник. – Разве я дотерплю до третьего года?»

Вот рассказ о хитроумном ученом.

«Ученый Чжу Гу-минь славился своим умом и хитростью. Как-то он зашел в гости к своему другу Тан Шэну. Сидя в домашней библиотеке, они вели беседу о событиях древних времен, потом незаметно перешли на современные темы и заговорили о себе. Желая поставить Чжу Гу-миня в затруднительное положение, Тан Шэн спросил:

— Вот сейчас я сижу в этой комнате. Сможешь ли ты хитростью заставить меня выйти на улицу?

Чжу Гу-минь усмехнулся:

— Конечно, сейчас тебя не заставишь: ведь на улице такой холод! А вот если бы ты стоял на улице, тогда заманить тебя в комнату было бы совсем не трудно!

— Ах так! – воскликнул Тан Шэн и, выбежав за ворота, крикнул, — Посмотрим, как ты это сделаешь!

— Ха-ха-ха! – засмеялся Чжу Гу-минь. – Вот я и заставил тебя выйти на улицу».

Вот рассказ о том, как пошли в театр трое калек представление смотреть.

«Как-то три соседа: близорукий, кривой и кривошеий – пошли в театр. Артисты играли хорошо. Зрители были в восторге, и только три соседа недовольно покачивали головами.

— Чем ты недоволен? – спросил близорукий глухого. – Игра не нравится?

— Да нет! – воскликнул глухой. – Игра хорошая, а вот пение никуда не годится. Рты открывают, а звука нет!

— А мне кажется как раз наоборот! – возразил близорукий. – Поют здорово, вот только с игрой у них не клеится. Никак не разберу, что они там изображают?

— О чем вы спорите! – вставил сидевший рядом кривошеий. – По-моему, и поют и играют они превосходно. Одно плохо – сцена кривая. Просто за артистов страшно: того и гляди, скатятся вниз!»

Вот рассказ о прожорливости монаха.

«Как-то один монах зашел в винную лавку. Хозяин спросил его:

— Святой отец, вы разве пьете вино?

Улыбнувшись, монах ответил:

— Выпить я всегда готов, а вот вегетарианскую пищу в рот не беру».

Вот рассказ о нахальстве и скупости.

«Хозяин устроил званый обед, на который собралось много гостей. За столом один из гостей, не переставая, ел грецкие орехи. Когда их осталось совсем немного, хозяин не вытерпел и спросил:

— А почему ты ешь одни только грецкие орехи?

— Они укрепляют легкие, — ответил гость.

Нахмурившись, хозяин проговорил:

— Ты только и печешься об укреплении своих легких! И того не замечаешь, как у меня от этого разрывается сердце!»

Вот рассказ о голодном и остроумном учителе.

«У одного богача был учитель, которому за столом всегда подавали одну только тыкву. Она, наконец, настолько приелась учителю, что он не выдержал и спросил хозяина:

— Неужели в вашем доме кроме тыквы ничего в рот не берут?

— Представь себе, это так! – воскликнул богач. – Тыква душиста, и к тому же от нее улучшается зрение. Когда ее много съешь, то начинаешь видеть гораздо лучше.

Как-то богач вошел в гостиную и увидел там учителя. Он неподвижно стоял у окна, пристально всматриваясь вдаль.

— Что вы там заметили? – поинтересовался богач.

Учитель повернулся и, улыбаясь, ответил:

— Смотрю спектакль, который сейчас идет в городе!

Богач удивился:

— Спектакль в городе? – переспросил он. – Да разве отсюда его увидишь?

— А почему бы нет? – сказал учитель. – Ведь я питаюсь одной тыквой!»

Вот рассказ о находчивом ученике.

«Как-то один домашний учитель заснул на уроке. Когда он проснулся, ему стало стыдно перед учеником, и он решил его обмануть.

— Вот только сейчас, — сказал он, — я во сне разговаривал с князем Чжоу.

На другой день на уроке заснул ученик. Учитель ударил его палкой и закричал:

— Ты почему спишь на уроке?

— Я тоже ходил повидаться с князем Чжоу.

— Ну и как? – поинтересовался учитель. – Сказал ли он тебе что-нибудь?

Не отрывая глаз от парты, ученик ответил:

— Князь Чжоу сказал, что вчера он вас не видел».

Вот рассказ о том, как в очередной раз ускользнул из рук секрет бессмертия.

«В столице прошел слух, что на высокой горе, в нескольких тысяч ли от города, живет даоский монах, который нашел средство от старости и смерти. Как только об этом узнал император, он тут же отправил к этому монаху одного из своих сановников узнать секрет бессмертия.

Сановник поднялся на гору и вошел в монастырь. Но было поздно: в одной из келий он нашел еще не остывший труп монаха. Сановник погоревал-погоревал и с пустыми руками вернулся в столицу. Выслушав его доклад, император страшно разгневался.

— Ты почему же двигался, как сонный? – заорал он. – Если бы ты действовал быстрее, то наверняка застал бы монаха в живых и достал для меня эликсир бессмертия!

Император жестоко наказал сановника, но не подумал о том, что монах не умер бы, если бы действительно знал секрет бессмертия».

Вот рассказ о хитроумном заклинателе комаров.

«Один даоский монах говорил, что умеет писать заклинания против комаров. Люди, поверив его словам, стали покупать у него листки, на которых были написаны эти заклинания. Однако комаров от них не убавилось, и все пришли к монаху узнать в чем дело.

— А куда вы приклеиваете бумажки с заклинаниями? – спросил монах.

— Как куда! Конечно, на стену! – ответили ему люди.

— Ну, так, конечно, не поможет! – воскликнул монах. – Ведь их нужно приклеивать комарам на спину».

Вот рассказ о единственно правильном обучении.

«Цай Цзин нанял для своих внуков учителя Чжан Сюэ, который только что сдал экзамен на ученую степень.

Чжан Сюэ поселился в доме Цай Цзина, но он как-то странно стал воспитывать своих питомцев. Он не учил их ни чтению, ни написанию иероглифов, ни тому, как писать сочинения, а лишь тренировал в беге. Сначала детям понравилось, и они сочли это занятие интересным. Однако через несколько дней детишки утомились настолько, что ноги у них подкашивались от усталости. Они стали просить учителя, чтобы он разнообразил программу и, кроме бега ввел еще какие-нибудь предметы.

Но учитель лишь покачал головой:

— Нет необходимости вводить новый предмет. Будем по-прежнему тренироваться в беге!

Дети удивились:

— Выходит, нам кроме бега ни в чем другом не надо совершенствоваться?

— Конечно, не надо, — ответил учитель.

— А почему?

— Спрашиваете – почему? – и лицо его стало вдруг серьезным. – Ваш дед и ваш отец нехорошие люди. Они лицемеры и живодеры, от них житья не стало простым людям. И эти простые люди придут, обязательно придут к вам в дом сводить счеты. Вы дети, вы еще не сделали никакого зла и если будите уметь хорошо бегать, то, возможно, еще успеете спастись. Другого способа нет!»

Вот рассказ о хитроумном бегстве от голода.

«Два брата, положив в пиалы рис, спросили отца:

— Папа, с чем сегодня будем есть рис?

Указав на висящую над столом рыбу, отец ответил:

— Вот с этой соленой рыбой! Взглянете раз на рыбу – съедите щепотку риса, взглянете снова – снова съедите щепотку риса. Ох, и вкусно!

Только стали они есть, младший брат как завопит:

— Папа! А он два раза подряд взглянул!

— Пусть смотрит, — сказал отец. – Он, наверно, хочет, чтобы у него внутри все ссохлось от соли».

Вот рассказ о тяжком налоговом бремени.

«Жил актер Цзянь-гао. А в эти годы весь народ нес тяжкое налоговое бремя. И как раз в этот период в столице долго не было дождя. Никакие молитвы о дожде не помогали. Однажды император, попивая вино в своем саду, сказал садовникам:

— В тридцати-пятидесяти ли вокруг прошли дожди, почему же в столице ни капли не выпало?

Сановники переглянулись, но никто из них не решился ответить императору. Тогда вперед вышел актер.

— Ваше величество! – сказал он. – Дождь не осмеливается войти в город: он боится, что с него потребуют уплаты налогов».

Вот рассказ о том, как сын учил мать быть сдержаннее в молитвах.

«Мать Чжай Юн-лина целыми днями читала молитвы Будде. Несколько раз сын уговаривал ее отрешиться от буддизма, но она даже и слушать его не хотела. Как-то сын нарочно громко крикнул ей, и мать тут же отозвалась. Вслед за этим он снова позвал ее, но на этот раз мать не откликнулась. Он повторил то же самое в третий раз, а затем и в четвертый. Мать, наконец, не выдержала и, нахмурив брови, буркнула:

— Раз нет дела, чего зря надоедаешь?

— Вот видишь, я обратился к тебе только четыре раза, и то ты вспылила, — улыбаясь, сказал сын. – А как же ты каждый день безо всякой надобности по тысячу раз обращаешься к Будде? Мне кажется, он готов разорвать тебя от злости».

Вот рассказ о вреде веры.

«В кумирне, которая стояла на окраине села, была вырезана из дерева статуя повелителя духов. Как-то мимо проходил неверующий. Неожиданно дорогу ему преградила канава. Будучи не в силах перепрыгнуть через нее, он вошел в кумирню, взял статую повелителя духов, перебросил ее через канаву и таким образом преодолел препятствие.

Немного погодя к кумирне подошел верующий. Он весь содрогнулся, увидев повергнутую статую повелителя духов. Тут же поднял ее, внес в кумирню и поставил на прежнее место. Когда повелитель духов снова обрел власть, он обрушил неисчислимые страдания на голову этого верующего. Бесенятам это показалось странным и они спросили его:

— Почему вы наказали почтительного человека, а грубиян остался ненаказанным?

Повелитель духов развел руками:

— Да как же я его накажу, если он неверующий?»

Вот так вот острословы Поднебесной умели подшутить сами над собой.

Ну что ж. Повеселились мы вместе с удивительным китайским народом, а теперь окунемся еще раз в фантастические феерии. Отправимся в область призрачных сновидений.