Знания, образование, воспитание, дети и родители

У многих эрудитов мозг представляет собой лишь оглавление.

Учиться и не думать - это глупо, думать и не учиться - это погибель.

Ученик сказал:
- Не хочу, чтобы меня обижали. И сам никого не хочу обижать.
- Этого тебе не добиться, - ответил учитель.

Дети дерзки, привередливы, вспыльчивы, заносчивы, любопытны, своекорыстны, ленивы, легкомысленны, трусливы, невоздержанны, лживы и скрытны; они легко разражаются смехом и слезами, по пустякам предаются неумеренной радости или горькой печали, не выносят боли и любят ее причинять, - они уже и есть люди.

Тебя мама не умела любить, потому что не любила. А моя не умела любить, но любила. Это гораздо страшней. Я хочу научиться жить так, будто ее в моей жизни не было, и это почти невозможно.

Маленький ребенок – слабый эльф,
Нашедший все, не ища ничего.

Разучились грызть черствый хлеб познания. Живут с беззубыми мозгами.

Час работы учит больше, чем день объяснений.

Маленькие дети с их священной невинностью столь отличны от сумерек наших добродетелей. Можно подумать, что они чувствуют себя ангелами, а в нас видят всего лишь людей.

Идя в компании двух человек, я все равно найду, чему поучиться у них. Хорошие качества я постараюсь перенять, а узнав о плохих чертах других, постараюсь исправить то же самое в себе.

Знания представляются нам расположенными на крутых и высоких горах, ибо, будучи явлением возвышенным, оно по праву рассматривается помещенным где-то высоко наверху, откуда с презрением взирает на невежество и может, как с вершины горы, далеко и на широком пространстве видеть все вокруг.

Деток родить – не ветки ломать.

Что, в сущности, буква и цифра? Не глаза ли два,
Которым открыта вся суть естества.

Кто говорит, тот сеет, кто слушает, тот собирает жатву.

Детство - полураскрывшийся цветок невинных лет,
Сплетенья радости и слез в единой сети,
Источник чаянья и наших горьких бед!

Парадокс воспитания состоит в том, что хорошо поддаются воспитанию как раз те, кто в нем не нуждается.

Знание — сила

Если для матери изжаришь яичницу даже на собственной ладони, и то будешь у нее в долгу.

Я знаю, мать, твой каждый час — утрата.
Как ты во мне, так я в тебе распят.
И нет любви твоей награды и возврата,
Затем, что в ней самой награда и возврат.

При воспитании детей расходуй вдвое меньше денег и вдвое больше времени.

В кузнице железо размягчают, раздувая огонь и отнимая у болванки лишнюю пищу; когда же она очистится, ее бьют и гнут, а потом питают чуждой железу водой, отчего оно вновь твердеет. То же претерпевает человек от своего учителя.

Крупнейшее предприятие по переделке детей в отъявленных сорванцов – городская народная школа.

Если естество в человеке преодолеет культуру - получится дикарь. Если культура одолеет естество - получится книжник. Лишь тот, в ком естество и культура уравновешены, может стать благородным мужем.

Ученик спросил:
- Что можно сказать о человеке, если вся деревня его любит?
- Никчемный человек, - сказал учитель.
- А что сказать о человеке, если вся деревня его ненавидит?
- Никчемный человек, - сказал учитель. - Было бы куда лучше, если бы хорошие люди из этой деревни любили его, а дурные - ненавидели.

Наука сделала нас богами раньше, чем мы научились быть людьми.

Кажется дело идет к тому, что наука откроет Бога. И я заранее трепещу за его судьбу.

Лучшее в мире образование получают в борьбе за кусок хлеба.

Лекция – это процесс, в ходе которого записи профессора преобразуются в записи студентов, не проходя через чей-либо мозг.

Вам не удастся никогда создать мудрецов, если вы будите в детях убивать шалунов.

Когда не говорите с тем, с кем можно говорить, то упускаете таланты; когда говорите с тем, с кем говорить нельзя, то тратите слова напрасно. Но умный никогда не упускает и не тратит слов напрасно.

Порочный только злым
И может быть. А добрый – только добрым:
Несчастия невластны извратить
Природный дар. Ну а заслуга чья же?
Родивших ли иль тех, кто воспитал?
О, воспитанье много значит. Если
Кто обучен прекрасному, того
Не увлечет постыдное.

Не води ребенка в музей античной скульптуры, иначе он спросит тебя, почему у него не вырос листик?

Невежда любой, поучающий умных людей,
Подобен жене без обеих грудей.

Один день человека образованного дольше самого долгого века невежды.

Родители требуют от детей подчинения, поэтому-то они и не заслуживают ничего большего.

Все-таки блудный сын значительно меньше позорит своих родителей, чем блудная дочь.

День ученого ценнее, чем вся жизнь невежды.

Лучше заставить сына плакать, чем самому потом плакать о нем.

Каждый сам находит пред рожденьем
Для себя родителей. Избравши
Женщину и мужа, зажигает
В их сердцах желанья и толкает
Их друг к другу. То, что люди
Называют страстью и любовью,
Есть желанье третьего родиться.
Потому любовь земная — бремя
Темное. Она безлика
И всегда во всех себе подобна.
И Любовники в любови неповинны;
Нету духам в мир иного входа,
Как сквозь чрево матери. Ключарь же
Сам не знает, для кого темницу
Юдоли земной он отпирает.

Крохотная жизнь младенца – тоньше паутинки, легче козьего пуха, короче ресницы – и она уже вобрала в себя все, что суждено испытать каждому, будь он нищий бродяга или царь царей: страх, сиротство и боль.

Эрудиция – пыль, вытряхнутая из книг в пустой череп.

Растленны школы, где детские умы под саваном мертвеют, а в мыслях кляп торчит.

Зачем буду я работать для потомства, когда оно ровно ничего для меня не сделает? – размышляет эгоист.

Ученик спросил:
- Не найдется ли такое одно высказывание, чтобы можно было ему следовать всю жизнь?
Учитель ответил:
- Не таково ли сострадание? Чего себе не пожелаешь, того не делай и другим.
- Далеко ли милосердие?
Я к нему стремлюсь - и так оно приходит!

Науку развивая, мы спешим
К сиянию таких вершин,
Где дряхлый мой сосед – гермафродит
На днях себе такого же родит.

В венце из звезд велик Творец Земли! –
Не истощить, не перечесть вдали
Лучистых тайн – за пазухой у Неба
И темных сил – в карманах у Земли!

Учись так, будто тебе предстоит жить вечно, живи так, как будто тебе предстоит умереть завтра.

Ученостью зря не кичись!
Не считай, что ты один вездесущ!
Не только у умных -
У неискушенных совета ищи.
Как драгоценность скрыто под спудом разумное слово.
Находишь его между тем у рабынь, что мелют зерно.

Матери не ожидают наград. Мать любит без толку и без разбору.
И. Гончаров
Каждого избалованного ребенка ожидает доля отверженного.

Ученик, сопровождая учителя на прогулке у алтаря Дождя, сказал:
- Осмелюсь спросить, что значит возвысить добродетель, очистить от скверны и обнаружить заблуждение?
Учитель ответил:
- Какой хороший вопрос! Разве не возвысишь добродетель, если дело предпочтешь его итогу? Разве не очистить скверны, если вступить в бой с дурным в себе и не задевать дурного у других? Разве не изведать заблуждения, если из-за короткой вспышки гнева позабыть себя и своих близких?

Обзавестись ребенком, значит решиться на то, что твое сердце отныне и навсегда будет разгуливать вне твоего тела.

Такт – это искусство заставлять думать других, что они знают больше тебя.

Все науки настолько связаны между собою, что легче изучать их все сразу, нежели какую-нибудь из них в отдельности от всех прочих.

Образование – как деньги, его надо иметь много, иначе все равно будешь выглядеть бледно.

В детстве мы любим родителей. Став взрослыми, судим их. И бывает, что мы их прощаем.

Утраченного невежества не воротишь.

Короли властвуют над людьми, а ученые – над королями.

Как ужасен был бы мир, если бы не рождались постоянно дети, несущие с собой невинность и возможность всякого совершенства.

Засыпьте пропасть невежества, и вы уничтожите притон преступлений.

Не заставляй детей ронять слезы слишком часто, иначе им нечего будет уронить над твоей могилой.

Школа – это место, где шлифуют булыжники и портят алмазы.

Знания забудутся. Пробелы в них – никогда.

Как люди только могут думать, что наука - сухая область? Есть ли что-нибудь более восхитительное, чем незыблемые законы, управляющие миром, и что-нибудь чудеснее человеческого разума, открывающего эти законы? Какими пустыми кажутся романы, а фантастические сказки - лишенными воображения сравнительно с этими необычайными явлениями, связанными между собой гармоничной общностью первоначал, с этим порядком в кажущемся хаосе.

Фамильное дерево – это дерево, на котором ветки столь неинтересны, что они вынуждены хвастать о своих корнях.

Наука – это кладбище гипотез.

Посмотри, как буря знанья повалила все заборы!
Рухнули корыстья звенья, - двери, стены и подпоры.
Рухнули столбы сомнений; рядом — себялюбья балка,
Черепки дурных сомнений, скудоумия черпалка.

На экзаменах те, кому совершенно неинтересен ответ, расспрашивают тех, кто на него не может ответить.

Из того, что вы не знаете, могла бы получиться грандиозная книга.

Воистину: блаженные миры бездетным недоступны,
И только сын спасет отца и мать от ада.

Учитель спросил:
- Сы, ты ведь считаешь меня многоученым и оттого многознающим?
- Да, - ответил тот. - Разве это не так?
- Нет, - сказал учитель. - Я все нанизываю на одну-единственную мысль.

Не бойся, что не знаешь - бойся, что не учишься.

Если вы никогда не знали, что такое ненависть собственного ребенка, значит вы никогда не были матерью.

Открытье – это шлюха,
Что душит в некий час любовников своих.

Все люди от природы стремятся к знанию.

Очень полезно отшлифовывать свой ум об умы других.

Плохо иметь отцом блудного сына.

Все дети мира плачут на одном языке.

Ненасытными бывают двое: стремящийся к богатству и стремящийся к знаниям.

Остыв от жара собственных страстей,
Ослепнув от нагара низкой копоти,
Преступно мы стремимся влить в детей
Наш холод, настоявшийся на опыте.

В слепые бедные глаза, в беззубый рот
Губами свежими ее целуют внучки, -
Веселью нет конца, - и маленькие ручки
В дрожащую ладонь, смеясь, она берет.
И рядом с желтою пергаментною кожей
Поблекшего лица лукавый блеск в очах,
И смех, и ямочки на розовых щеках
Мне кажутся еще прекрасней и моложе.
И кротко светится бессмертная любовь
В глазах у бабушки. Так вот — чего могила
У нас не может взять!.. И мне понятно вновь,
Зачем она жила, зачем она любила.

Вызывает искреннее недоумение вопрос матери, держащей на своих руках младенца: Что есть чудо?... Отчего чудеса не встречаются в нашей жизни?... Подумать только, держа в руках истинное, несказанное чудо, она пытается найти его на стороне... Так становится горько и обидно за судьбу людей, страдающих слепотой души.

Студенту нельзя жениться. Будет заниматься только женой – появятся хвосты, будет заниматься учебой – появятся рога, а будет заниматься тем и другим – отбросит копыта.

Хотя мальчики убивают лягушек камнями ради забавы, лягушки умирают по-настоящему.

Никем не любимый ребенок перестает быть ребенком. Он лишь маленький беззащитный взрослый.

Когда даешь монашеский обет служения науке, еще не предчувствуешь, какое упоение готовит научная работа, и не подозреваешь, что в возвышенном царстве духа буйным ум встретит и приключения и опасности.

Даже самый большой ученый может с уверенностью судить только об очень немногом. Зато тем, чего еще не знает человек можно было бы заполнить целые библиотеки.

Учись, мой сын, наука сокращает
Нам опыты быстротекущей жизни.

Я никогда не позволял, чтобы мои школьные занятия мешали моему образованию.

За три года и школьная собака научится стихами лаять.

Ученик спросил:
- Как следует прожить жизнь?
Учитель ответил:
- Когда не ведают далеких дум, то не избегут близких огорчений. Никогда не печалься о том, что люди тебя не знают, а печалься о том, что ты не знаешь людей. Слышишь многое, выбирай из него хорошее и следуй ему.

Что значит мать. Нас оскорбляют дети,
А нам возненавидеть их нет сил.

Особенная любовь родителей к одному из всех, делает несчастными их всех.

Источник всякой науки – любопытство. Но откуда берется любопытство? Быть может от того, что сталкиваешься с неизвестным. Появляется неясный, туманный лик тайны, черты ее скрыты, она молчит, но дыхание ее слышно. Прикосновенье к ней – счастье.

Лишь знанье защита нам на жизненном пути.

Узнав лишь кое-что, я стал думать, что не знаю ничего, и в этом я был прав – моим знаниям не доставало взаимной связи, а в ней-то вся и суть.

Учите невежественных людей всему, чему только можете; общество виновато в том, что у нас нет бесплатного обучения; оно несет ответственность за темноту. Когда душа полна мрака, в ней зреет грех. Виновен не тот, кто грешит, а тот, кто порождает мрак.

Я могу управлять Соединенными Штатами и могу управлять своей дочерью. Но я не могу делать и то и другое одновременно.

Ни один сосуд не вмещает больше своего объема, кроме сосуда знаний, - он постоянно расширяется.

Между ребенком и матерью была тончайшая, из нежности и бережения связь, в которой присутствовала печаль неизбежной разлуки, робкая надежда, что расставание состоится не скоро.

Человеческому разуму надо придать не крылья, а скорее свинец и тяжести, чтобы они сдерживали всякий прыжок и полет.

Не надо заставлять ребенка делить с нами наши тяготы, когда он еще не могут вкусить радостей, доступных взрослому человеку.

Учеными становятся школьники, которые не смогли научиться массе ненужных вещей в школе.

Родители хотели, чтобы из сына вышел толк. Толк вышел, бестолочь осталась.

Тот, кто не имеет детей, приносит жертву смерти.

Ребенок — непризнанный гений
Средь буднично серых людей.

Невежда также в ослепленье
Бранит науки и ученья,
И все ученые труды, не чувствуя,
Что он вкушает их плоды.

Человек должен непоколебимо верить, что непостижимое – постижимо, иначе он ничего не сможет исследовать.